Вы здесь

Просто о сложном (настройка антенн)

1 сообщение / 0 новое
Velbot 58
Аватар пользователя Velbot 58
Не в сети
Пользователь был: 6 месяцев 2 недели назад
Техподдержка
Зарегистрирован: 12/11/2015 - 11:30
Просто о сложном (настройка антенн)
 

Просто о сложном в настройке антенн

Взято с разных интернет ресурсов...с миру по нитке. Авторство многочисленное

 

Статья написана для новичков, тех, кто первый раз собирается настроить антенну для работы на нужном ему канале (частоте).
Статья описывает основные моменты настройки простых однодиапазонных антенн - автомобильных врезных, на магнитном основании или базовых.
Что нужно для настройки антенны
Прежде всего прибор, который показывает соотношение прямой (поступающей от радиостанции в антенну) и обратной (отражающейся от антенны) волны в кабеле.
Такой прибор показывает, насколько выходное волновое сопротивление радиостанции отличается от сопротивления кабеля и входного сопротивления антенны.
Называется прибор "измеритель КСВ" или "КСВ-метр".
Его можно приобрести или на время попросить у кого-нибудь из знакомых, у кого он имеется.
КСВ-метр не работает без радиостанции. Поэтому будем использовать ту же радиостанцию, для которой настраиваем антенну.
Для измерения полотна антенны и определения на сколько сантиметров укорачивать или удлинять нам потребуется рулетка или линейка.
В принципе можно обойтись и без рулетки или линейки, выполняя настройку пошагово, укорачивая или удлиняя полотно антенны.

Основные положения при настройке антенны Антенну нужно настраивать по месту, где она будет установлена. Следует иметь ввиду, что расположенные рядом токопроводящие предметы будут влиять на настройку и эксплуатацию антенны. Для автомобильной антенны такими предметами могут быть элементы кузова или багажника. На стационарную антенну могут оказывать влияние электрические провода, растяжки и металлическая крыша.
Базовая (стационарная) антенна потребует мачту, которая позволит снимать и устанавливать, поднимать и опускать её. Это необходимо для настройки и технического обслуживания антенны.
Если это автомобильная антенна, то автомобиль следует запарковать так, что бы рядом была именно та обстановка, которая будет при езде.  В момент измерений при настройке у автомобиля должны быть закрыты двери, багажник. Не стоит самому стоять рядом с машиной, тело человека поглощает радиоволны и тем самым вносит потери, влияет на работу антенны.
На расстоянии 2-3 длины волны от антенны не должно быть движущихся токопроводящих объектов.
Все соединения приборов должны быть надёжными.
Не стоит держать всё "на весу", руками прижимая к контактам кое-как зачищенные куски кабеля, которые вот-вот выпадут из разъёмов.
Надёжные соединения нужны, что бы показания прибора не изменялись как им вздумается, не "плавали".

Как пользоваться КСВ-метром
Подключаем кабель к антенне, другой конец кабеля к КСВ-метру, к разъёму "ANT", разъём КСВ-метра "TRANS" подключаем к антенному разъёму радиостанции.
Включаем радиостанцию и устанавливаем частоту, на которой будем производить измерение КСВ.
Если есть переключатель SWR/PWR переводим в положение SWR.
Переключатель на КСВ-метре "FWD/REF" в положение FWD.
Нажимаем на передачу на радиостанции и устанавливаем регулятором торчащим из КСВ метра стрелку на конец шкалы. Эта процедура называется калибровкой.
Отпускаем передачу.
Затем, устанавливаем переключатель "FWD/REF" в положение REF.
Нажимаем на передачу и отсчитываем на индикаторе показание КСВ. Чем меньше отклониться стрелка тем меньше КСВ, тем лучше для работы  антенны. В идеальном случае КСВ равняется единице. Значение КСВ при котором не рекомендуется эксплуатировать радиостанцию-2. При показаниях прибора более 3 возможен выход из строя передатчика радиостанции.
Настройка антенны - шаг за шагом
Соединяем всё для измерения КСВ, как было сказано выше, антенну в рабочее положение.
- Устанавливаем на радиостанции самую высокую частоту, которую способна выдавать радиостанция или номер канала соответствующий такой частоте,
 например канал 40 сетки G (точнее смотрите в инструкции к радиостанции).
- Измеряем КСВ, двигаясь вниз по частотам примерно через  200 кГц (20 каналов), запоминаем, на какой частоте (канале, сетке) был минимум КСВ.
Теперь есть несколько вариантов:

КСВ везде большой, прибор "шкалит".
Или вы не так пользуетесь КСВ метром или у вас обрыв в кабеле или антенне.

КСВ плавно, по мере уменьшения частоты падает, но до минимума мы не дошли.
Ваша антенна слишком длинная. Надо укорачивать. В укорочении стоит помнить золотое правило: "семь раз отмерь, один раз отрежь". Укороченное прилепить назад в больинстве случаев невозможно, так что укорачиваем по чуть-чуть, для антенн Си-Би диапазона 27МГц чуть-чуть это примерно 1 сантиметр, для LPD или PMR антенн диапазона 433-446МГц чуть-чуть это 2 миллиметра.

КСВ по мере уменьшения частоты возрастает.
Ваша антенна слишком короткая. Антенну нужно удлинить. Насколько именно - лучше процентов на 20, а потом укорачивать.

КСВ по мере уменьшения частоты падал, на некоторой частоте он стал минимален, а потом, по мере дальнейшего уменьшения частоты снова стал возрастать.
Это наиболее частый случай.
Означает такое поведение, что всё нормально, антенна работает в нужном диапазоне, осталось только подстроить её на нужную частоту (канал).
Если у вас этот случай, то желательно найти точно на каком канале минимум КСВ.
Если частота на которой был минимум КСВ ниже чем нужная вам, то антенну надо чуть-чуть укоротить, буквально по 5 миллиметров, если речь идёт о диапазоне 27МГц, после каждого укорачивания смотреть где сейчас минимум КСВ, и укорачивать так до тех пор, пока минимум КСВ не окажется на нужной вам частоте.
Если частота на которой был минимум КСВ выше нужной вам, то антенну нужно удлинить.

Что делать, если минимальный КСВ на нужной частоте, но это минимальное значение всё ещё большое
Это говорит о том, что антенна работает не совсем так, как задумано производителем.
Если это автомобильная врезная антенна, то может быть ей "не хватает массы", то есть контакт с массой плохой.
Если это автомобильная антенна на магните, то ей тоже может "не хватать массы", например слой краски слишком толстый.
Или ваша автомобильная антенна стоит там где не следует ставить - рядом с элементами металлического багажника на крыше, рядом с дополнительным светом который вы навесили на багажник, вы её вообще примагнитили на капот или багажник, бампер или диск колеса.
Может быть, вы закрепили врезную антенну на алюминиевые полозья багажника, который у вас на крыше, но багажник оказался не алюминиевый, а пластиковый или не имеет надёжного контакта с массой автомобиля, или недостаточно длинный и широкий, что бы выполнять роль массы для антенны.
Если антенна на магнитном основании, попробуйте поискать другое место, перемещая с угла крыши, по центру крыши, с другого угла.
Если антенна врезная, посмотрите, хорошо ли вы зачистили от краски место, куда крепится контакт массы антенны.
Если врезную антенну вы закрепили на багажнике или каком то крепеже на водосток, попробуйте улучшить контакт с массой.
Если у вас не автомобильный, а базовый вариант антенны, то рекомендации те же. Отсутствие надёжной "массы" или недостаточно "массы" или противовесов, входящих в комплект антенны и выполняющих роль той же "массы", зачастую не позволяют добиться приемлемого КСВ.
Очень вероятно и то, что вашей базовой антенне мешает натянутая рядом линия  вашего провайдера или мачта коллективной телевизионной антенны.

При настройке антенны важно запастись терпением. Не отчаивайтесь, если что-то не получается и показания КСВ сильно отличаются от необходимого значения. Если коэффициент стоячей волны вашей антенны не более 1,5-считайте, что вы справились с настройкой. 

 

Мудрый прибор, или, как его называют, - КСВ-метр, - в руках, наверное, держал каждый пользователь аппаратуры связи. Вот только, что там эта стрелка кажет, для подавляющего большинства осталось вопросом. Типа, чем ближе к единице - тем лучше. Как в анекдоте: «- Вася, что приборы? - Десять! - А что десять?.. - А что приборы?..» Тем не менее, стрелка показывает вполне конкретные величины. Попробую объяснить, что они значат, и как их использовать в корыстных целях.

 

Пойдем от простого к сложному: предположим, что Вы технически грамотно установили антенну на свой "торпедоносец", но Вас терзают смутные сомнения. Вобщем-то правильно, ибо только КСВ-метр расскажет, безопасно ли использовать Вашу Чудо-антенну, или же передатчик радиостанции выгорит при первом нажатии на тангенту. КСВ-метр следует подключить к радиостанции через разъем RTX, разъем ANT - подключить к антенне.
Теперь можно начинать мерить. Необходимо нажать на тангенту и, используя режим калибровки КСВ-метра (FWD), ручкой установить стрелку прибора на крайнюю правую отметку (эту операцию необходимо повторять при каждом следующем измерении КСВ). Затем перевести КСВ-метр в режим измерения отраженной волны (REF) и, собственно говоря, увидеть значение КСВ. Дабы не повторяться, обозначим вышеописанные операции словом "замер".
Все, вроде бы, просто, но как настраивать? Чтобы понять, что делать с Вашей антенной, замеров надо произвести несколько. Предположим, что замер в сетке А Вашего Megajet'a дал КСВ "2", а в сетке С - "1,1". Вы на этом, совершенно правильно, не успокоились и сделали замер в сетке Е. Он также показал КСВ "2". Резонно предположить, что Ваша антенна настроена практически идеально на сетку С Megajet'a (сетку С Alan'a, сетку B Yosan'a 2204 и т.д.) Теперь вопрос: что делать, если настройка не соответствует Вашим потребностям, то есть, Вы хотите работать приоритетно, например, в сетке Е Megajet'a? На самом деле все просто. От первого к сороковому каналу сетки, так же, как и от начальной буквы сетки к последующим (от А к Е и т.д.), рабочая частота растет. Если растет частота, уменьшается длина волны; значит, уменьшается и геометрическая длина идеально настроенного излучателя при прочих равных условиях. То есть, в конкретном случае геометрическую длину излучателя необходимо уменьшить. Обычно для того, чтобы поднять частоту резонанса антенны на одну сетку, штырь надо укоротить на 3-4 см. Но это очень условное правило: отрезать всегда проще, чем присобачить обратно. Поэтому, прежде чем резать, убедитесь, что штырь антенны полностью вдвинут в регулировочный зажим, и если это так, лучше режьте несколько раз понемногу. Итак:
1) В начале настройки необходимо сделать несколько замеров на разных частотах.
2) Согласно этим замерам определить частоту резонанса антенны по минимальному значению КСВ.
3) Если минимальный КСВ антенны находится на частоте ниже той, на которой Вы собираетесь работать, длину штыря следует уменьшить, если выше - то увеличить.
В самом простом случае регулировка КСВ сводится к вышеописанной процедуре. Однако, не всегда... Предположим, в результате замеров Вы обнаружили КСВ "1,5" в сетке А, "2" - в сетке В, "2,5" - в сетке С... Где резонанс? Ниже сетки А, конечно? Даже в этом случае резать штырь стоит осторожно. Во-первых, КСВ "1,5" может оказаться минимально достижимым для данной антенны при данном способе установки. При первых замерах Вы ведь не добрались до частот, где КСВ, пройдя через точку резонанса, снова пойдет вверх. Стоит сразу оговориться, что достигнуть КСВ "1" на машинах получается далеко не всегда. Большинство автомобильных антенн рассчитаны под вполне конкретные условия установки. Так, например, маловероятно добиться приемлимого КСВ от антенны, установленной на споллер, реллинг или багажник, который в каждой точке крепления к кузову не имеет с ним электрического контакта. Не очень хорошо строятся антенны, в качестве точки установки использующие капот или крышку багажника (на радиочастоте данные детали, как правило, не являются полноценной массой). В конце концов, есть еще много случаев, когда технически абсолютно исправная антенна в единицу принципиально не настроится без сложных, требующих квалификации, доработок. Ингода с этим проще смириться, так как значение КСВ на самом деле показывает лишь безопасность Вашей антенны для передатчика и только в косвенной степени отражает эффективность работы антенны. Если антенна не строится в единицу ни на какой частоте, и все ухищрения не помогают, следует изменением длины штыря свести КСВ к возможному минимуму на тех частотах, на которых Вы предполагаете работать. По практике КСВ "2" является предельным для надежной работы усилителя, а при превышении КСВ "3" есть риск убить даже оконечный каскад передатчика голой станции.
К слову, покупая антенну гражданского диапазона для установки на машину, технически Вы бываете обмануты продавцом (даже мной ), так как половина этой антенны у Вас уже есть. Это кузов Вашей машины. Поэтому важно правильно собрать то, что Вы приобрели, с тем, что у Вас есть, в одно целое. Оптимальная точка установки антенны на машину, как правило, находится на крыше. В идеале - это ее геометрический центр, но практика показывает, что смещение точки установки к краю или углу крыши сколь бы то ни было заметно не снижает эффективность связи. Важнее руководствоваться правилом: "устанавливать антенну в верхней части кузова машины". Для врезных антенн важно, чтобы в точке установки была надежная масса. С магнитными антеннами все еще заумнее. В общем случае необходимо, чтобы длина кабеля магнитки укладывалась в пределы 3,6-4 м при соблюдении всех вышеописанных условий. Выполнение этих правил не только увеличивает эффективность Вашей антенны, но и сводит к минимуму трудности с ее настройкой. Опять же, не одну сотню раз на практике убеждался, что если не ставить антенну на машину хитрым, эксклюзивным и оригинальным способом, строится она, как правило, без проблем, но стоит выйти за рамки, просчитанные заводом-изготовителем и соединить кузов машины со второй половинкой антенны каким-нибудь "очень особенно хорошим" способом - и первое, во что утыкается пользователь, - проблемы с настройкой. Впрочем, и с эффективностью тоже... Антенна всегда настраивается на кузов Вашей машины, с учетом специфики установки на него, и на предполагаемую рабочую частоту.
Замеры необходимо проводить в условиях, близких к повседневным условиям эксплуатации антенны. То есть, если Вы настроили антенну на нужную Вам частоту в трех метрах от стены родного дома, лучше там и стойте при использовании радиостанции, так как, когда Вы от стены отъедете, настройка непременно сдвинется (скорее всего, вверх от рабочей частоты). Поэтому перед настройкой антенны поставьте Вашего стального коня не ближе, чем метрах в 10-15-ти от строений и других машин, - особенно, если на них уже стоят антенны гражданского диапазона. Для непосвященного может показаться мистическим эффект, наблюдаемый мной неоднократно: если производить замер на машине, метрах в 10-ти от которой проезжает другая машина с сибишной антенной (даже если эта антенна не подключена к аппаратуре), значение КСВ настроенной в единицу антенны уходит до полутора и более! В момент замера капот, багажник и двери Вашей машины должны быть закрыты (помните, что кузов есть вторая половинка Вашей антенны, и его геометрия должна быть близка к той, которая будет в условиях повседневной эксплуатации). Возле Вашей машины, - по крайней мере, со стороны, где установлена антенна, - не должны находиться люди. Ну и, понятное дело, лучше применять заведомо исправный прибор. Соблюдение этих нехитрых рекомендаций позволит Вам получить результаты замеров, максимально близкие к реальным, легче и точнее настроить антенну.
Неоднозначным является вопрос, с чего брать сигнал для замера КСВ. С одной стороны, в силу схемотехники дешевых КСВ-метров, для уверенного отображения малых значений КСВ мощности надо бы побольше. Так, при замере на обычный КСВ-метр с голой станции, некая антенна дала КСВ "1,1". Не внося каких бы то ни было изменений в настройку антенны, я подключил более серьезный прибор - антенный анализатор MFJ-269, который показал КСВ "1,4". Впоследствии данный результат неоднократно повторялся. Конечно, MFJ-269 - навороченный прибор, способный куда на большее, чем микробюджетный КСВ-метр, и ему положено видеть такие мелочи. Но если в качестве сигнала использовать выход усилителя, КСВ, замеренный обычным прибором, будет гарантированно непредсказуемо завышен, в силу того, что, помимо основного сигнала, усилитель, в отличие от голой станции, выдает гармоники, которые антенна излучить в пространство не может, и неизбежно отправляет обратно по кабелю, вызывая серьезные искажения показаний прибора. Показателен случай, когда "разводилы" из "Ассоциации-27" впарили хорошему человеку Alan 9+ взамен его вполне работоспособной Sirio 4000, мотивируя "развод" тем, что данная антенна, дескать, не строилась до приемлимого КСВ при работе с усилителем (со слов потерпевшего, его Sirio 4000 стояла в единицу при замере с голой станции). Ловкость рук - и никакого мошенничества По моему мнению, при настройке антенны стоит всегда использовать только голую станцию, так как ее выходной мощности (4-10 Вт) хватает для корректной индикации КСВ свыше "1,5" - "2,0" . КСВ менее полутора, в принципе, можно рассматривать как замечательный для автомобильной антенны и не морочить себе голову. Зато при замере с использованием в качестве источника сигнала усилителя невозможно понять, насколько реальный КСВ завышен. Кроме того, микробюджетные КСВ-метры, типа Alan К-145 и EuroCB-420/430, рассчитаны на мощность до 100 Вт, и, при подключении к ним усилителей 150-300 Вт и больше, просто "сдохнут", ничего не успев показать .
Ну вот, в основном вроде бы и все. Хотелось бы, однако, напомнить, что речь здесь идет об антеннах гражданского диапазона. С VHF/UHF антеннами кое-что будет иначе, и данные рекомендации будут работать далеко не во всех случаях. Однако, хотелось бы дополнить данное повествование словами мудрого дядьки Бобра. Привожу их ниже:

1. КСВ хотя бы в одной из сеток опустился ниже "2". Это значит, что антенна, скорее всего, цела и установлена правильно.

2. КСВ во всех сетках от "5" и выше. Поздравляем – Ваша антенна не работает. То есть, совсем. Это может быть из-за короткого замыкания или обрыва кабеля, оторванного или замкнутого разъема со стороны станции или антенны, обрыва удлиняющей катушки и проч. Выяснить, что именно произошло, можно с помощью обычного тестера. Во всех антеннах СВ диапазона средний контакт разъема должен «на ноль» звониться со штырем, а корпус разъема – с кузовом. Также, средний контакт и корпус разъема могут звониться между собой. Это происходит из-за того, что практически все более-менее серьезные антенны согласованы по автотрансформаторной схеме. В этом случае целостность кабеля с разъемом можно проверить, лишь отсоединив кабель от антенны. Кроме того, КСВ больше "5" может быть из-за попадания соленой воды в разъем антенны (для антенн типа Sirio 4000 и им подобных с разъемом UHF, то есть таким же, как на самой радиостанции). Был случай, когда за 10 секунд удалось снизить КСВ с "8" до "1,2" на Sirio HI-Power 4000, путем выдува воды из разъема, закрепленного на водостоке.

3. КСВ во всех сетках от "2,5" до "5". Прежде всего, проверьте, есть ли надежный контакт антенны с кузовом. Если контакт есть, снимите верхнюю часть антенны (катушку со штырем) и повторите замеры. Если ничего или почти ничего не изменилось, это может говорить о том, что кабель у Вас сгнил, или промок, или протух, – короче о том, что нужен новый. И пусть Вас не смущает, что тестером он звонится как целый – для антенны он уже не пригоден. Если же без штыря КСВ "8" - "10", а со штырем – около "3" – 4", и при этом контакт антенны в месте ее крепления к кузову не вызывает сомнений, остается два варианта: или Ваша антенна неисправна (например, обрыв катушки согласования), или ее резонанс где-то очень далеко от тех частот, на которых Вы производили замеры. Это может быть по двум причинам. Во-первых, некоторые новые антенны идут с запасом по длине штыря, и если Вы такую антенну будете сразу после установки измерять на частотах от 28 МГц и выше, то ее КСВ там будет около "3", и чтобы вогнать ее в резонанс, придется отрезать минимум 10 см штыря. Во-вторых, у многих известных антенн (Sirio Turbo, ТАИС и проч.) существуют модификации для работы в диапазоне 33-49 МГц, и внешне от СВ-шных они отличаются только этикеткой, да и то не всегда. Соответственно, такая антенна никогда не будет нормально работать на 27 МГц без серьезной переделки.

 

Если Вы купили новый прибор- желательно его проверить.
Проверка антенны:
Подключить разъём «TRX» КСВ- метра к антенному разъёму радиостанции кабелем минимальной длины.
Подключить разъём «ANT» КСВ- метра к антенне.
Установить на радиостанции 20-й канал той сетки, где будет работать антенна.
Если у радиостанции есть режим пониженной мощности- включите его, это обеспечит более точные измерения.
Если применяется усилитель мощности-нельзя включать КСВ- метр ни до него (будет погрешность из-за излучения усилителем гармоник), ни после него (из-за большой выходной мощности выйдет из стоя измерительная схема). Поэтому, если Вы используете усилитель- отключите его от радиостанции и антенны, а вместо него подсоедините КСВ- метр как написано выше.
Включить переключатель рода работ на КСВ- метре в положение «FWD» (измерение прямого сигнала). Нажать на кнопку «передача» радиостанции, затем ручкой калибровки расположенной на передней панели КСВ- метра установить стрелку на крайнее правое положение шкалы. Отпустить кнопку «передача».
Переключить переключатель рода работ КСВ- метра в положение «REF» (режим измерения отражённого сигнала), нажать на кнопку «передача» радиостанции и смотреть куда укажет стрелка КСВ- метра. Чем меньше показания прибора, тем лучше настроена антенна (на резонансе антенны всегда будет минимальный КСВ, т.е. равный 1).
Настройка антенны:
Случается так (в большинстве случаев), что установленная антенна находится не в резонансе (КСВ больше 1.5 и более.). Антенна будет считаться настроенной тогда, когда КСВ на нужной частоте будет составлять 1 (идеально настроенная антенна) или 1,2. Значение равное1,5 говорит о том, что антенну нужно настраивать. Значение КСВ =2 считается крайне допустимым (по крайней мере выходной каскад радиостанции не выйдет из строя), хотя лучше такого не допускать.
Для этого делаем контрольный замер КСВ. Если КСВ отличается от значения 1.2- переходим к настройке антенны:
Итак, для начала определим на какой частоте находится резонанс антенны- по минимальному значению КСВ. Для этого сначала устанавливаем штырь антенны в среднее положение в верхней втулке катушки. Далее устанавливаем на радиостанции первый канал сетки, где будет работать антенна. Согласно методике указанной выше (только вместо 20-го канала устанавливаем 1-й) делаем замер КСВ- полученный результат записываем. Устанавливаем радиостанцию на 20-й канал этой-же сетки и делаем замер КСВ-результат так-же записываем. Потом записываем результат полученный в 40- м канале. Теперь смотрим полученные результаты. Например в 1 канале КСВ получился 2, в 20-м канале результат 2.5 а в 40-м получилось 3- значит резонанс антенны находится ниже по частоте отличной от требуемой.
Далее переключаем радиостанцию на сетку ниже и делаем замер сначала в 40-м канале, затем в 20-м, затем в 1-м, результаты так- же записываются. Например получилось следующее: в 40-м канале КСВ составил 2, в 20-м 1.2, а в 1-м снова 2- это означает, что резонанс антенны находится в 20-м канале ниже сеткой (от требуемой).
После проведённых измерений приступаем к настройке антенны.
Так как резонанс находится ниже по частоте нам необходимо задвинуть штырь в верхнюю втулку. Задвигаем штырь понемногу и делаем повторные замеры. Постепенно задвигая штырь в верхнюю втулку и делая замеры КСВ выводим резонанс антенны в нужную сетку.
При настройке антенны пользуемся таким принципом: Если резонанс находится ниже по частоте- задвигаем штырь в верхнюю втулку катушки. Если резонанс антенны находится выше по частоте- штырь выдвигаем.
Случается так, что резонанс антенны находится на сетку ниже и штырь уже упёрся до конца в верхнюю втулку катушки. В этом случае можно отрезать от кончика штыря 3 см. Отрезать можно только при условии, что на резонансе КСВ составляет 1, 1.2- 1.5. Если на частоте резонанса КСВ составляет более 1.5- значит антенна установлена не верно, либо катушка внутри сырая. Отрезается по 1 см. в несколько приёмов, после каждого отреза штыря необходимо производить замеры.
-Если КСВ находится на две сетки ниже- резать штырь бесполезно. В таком случае нужно разобрав катушку удалить полвитка от «горячего» конца (тот который идёт к верхней втулке катушки). Разбирать катушку следует очень осторожно. Для этого нужно выкрутить упоры- фиксаторы штыря, вытащить сам штырь. Вместо фиксаторов- упоров вкручиваем болт с резьбой соответствующего диаметра. Далее аккуратно греем верхнюю втулку катушки (термофеном, газовой горелкой…)- при этом не допуская перегрева, иначе от перегрева может «поплыть» пластмассовый корпус катушки. Берём за болт вкрученный вместо упора- фиксатора штыря плоскогубцами, а нижний конец катушки придерживаем руками, далее аккуратно за болт плоскогубцами начинаем откручивать верхнюю втулку катушки. Если втулка «не идёт» продолжаем нагрев. Нагрев нужен для того, чтобы фиксатор резьбы размягчился и «отпустил». После того, как открутили верхнюю втулку, подождав, пока всё остынет вытаскиваем катушку из корпуса.
-Если резонанс антенны находится на две сетки выше- нужно разобрать катушку способом указанным выше и добавить полвитка к «горячему» концу катушки.
После добавления (или отмотки) катушку нужно собрать и проверить настройку антенны. Затем снова разобрать катушку и промазать витки катушки консистентной смазкой «Литол-24» (для защиты витков катушки от влаги), а затем снова проверить настройку антенны.

Проверка общей работоспособности:
-подключить разъём «TRX» КСВ- метра к антенному разъёму радиостанции кабелем минимальной длинны. К разъёму «ANT» КСВ- метра подключить эквивалент нагрузки (резистор сопротивлением 50 Ом).
-Установить переключатель на КСВ метре в положение «FWD» (измерение прямого сигнала), ручку калибровки КСВ- метра установить в положение соответствующее ¾ от её полного хода.
- нажать на кнопку «передача» радиостанции- при этом стрелка прибора должна уйти за предельное значение шкалы «SWR», таким образом проверяется запас по каналу измерения прямого сигнала «FWD».
- Нажать на кнопку «передача» радиостанции и установить стрелку прибора на максимальное деление шкалы «SWR» при помощи ручки калибровки на передней панели прибора.
- переключить переключатель на передней панели прибора в положение «REF» (измерение отражённого сигнала) и нажать на кнопку «передача» радиостанции- стрелка не должна отклониться от начала шкалы «SWR» (значание КСВ= 1). Если стрелка отклониться на значение более 1- значит нужно откалибровать прибор по каналу измерения отражённого сигнала (см. методику калибровки).
-Подключить к разъёму «ANT» резистор сопротивлением 250 Ом. Откалибровать прибор по каналу прямого измерения- поставить переключатель на передней панели КСВ- метра в положение «FWD»,нажать на кнопку «передача» радиостанции и ручкой калибровки выставить стрелку прибора на крайнее значение шкалы, затем отпустить кнопку «передача» и переключить переключатель в положение «REF». Снова нажать на кнопку «передача»- прибор должен показать значение КСВ= 5 (калибровка конца шкалы не имеет смысла, т.к. КСВ больше 2- является признаком неисправности или неправильной установки антенны, а мы берём с запасом- по КСВ=5) . Если показания прибора не равны 5- значит его нужно откалибровать по каналу измерения отражённого сигнала (см. методику ниже).
Далее можно проверить линейность показаний прибора: подключая попеременно к разъёму «ANT» резисторы разных номиналов и сравнивая показания КСВ- метра с таблицей приведённой ниже ( не забываем перед каждым измерением КСВ сначала калибровать прибор в режиме «FWD»).

Сопротивление нагрузки----------- показания прибора
50 Ом-----------------------1
100 Ом----------------------2
150 Ом----------------------3
250 Ом----------------------5

Методика калибровки КСВ- метра:
Для проведения калибровки КСВ- метра нужно заранее заготовить резисторы типа МЛТ-2, они годятся потому, что они, выпускаемые на низкое сопротивление в основном плёночного типа. Резисторы имеющие резистивный слой в виде напыления «змейкой» не годятся, т.к. они имеют индуктивность.
Резисторы нужны следующих номиналов: 50 ом, 100 ом, 150 ом, 250 ом. Их можно набрать из нескольких параллельно или последовательно включенных- лишь бы общее сопротивление набранных резисторов соответствовало требуемым номиналам.
Для калибровки прибора необходимо снять крышку корпуса прибора для доступа к элементам измерительной схемы.

1.Если не хватает диапазона по шкале «FWD» (измерение прямого сигнала) и подключенным на выходе эквивалентом нагрузки равным 50 Ом- нужно подобрать резистор R2 по схеме(цепь измерения прямого сигнала). При подборе резистора измерение нужно проводить несколько раз (для точности).
2. Если показания прибора при подключенном к разъёму «ANT» КСВ- метра резисторе сопротивлением 250 ом отличаются от значения равному 5 – нужно откалибровать прибор по каналу измерения отражённого сигнала. Для этого нужно подобрать резистор R1 по схеме. Сначала калибруем «диапазон» шкалы (условно равный значению 5). Для этого подключаем к разъёму «ANT» КСВ- метра резистор сопротивлением 250 ом и проверяем значение отражённого сигнала равное 5 ( процедура описана в разделе «проверка общей работоспособности»), подбираем резистор R2 (как правило значение сопротивления оказывается немного ниже указанного на схеме)- после замены резистора не забываем сначала выставлять прибор по прямому сигналу (положение переключателя- «FWD» и стрелка устанавливается в конец шкалы в этом режиме), затем проверяем значение отражённого сигнала (положение «REF») которое должно быть равным 5. Если значение 5 выставлено верно проверяем начало шкалы- подключаем к разъёму «ANT» резистор сопротивлением 50 Ом и проверяем начало шкалы- стрелка не должна отклоняться от начального деления шкалы (КСВ=1).


Как настроить антенну, что потребуется для настройки антенны

Статья написана для новичков, тех, кто первый раз собирается настроить антенну для работы на нужном ему канале (частоте). Кто уже неоднократно занимался настройкой антенн, вряд ли найдут в статье что-то полезное для себя.
Статья описывает основные моменты настройки простых однодиапазонных антенн - автомобильных врезных, на магнитном основании, базовых 1/4 ГП, 1/2 (полуволновок), 5/8 (пять восьмых).

Что нужно для настройки антенны

КСВ-метр
Прибор, который показывает соотношение прямой (поступающей от радиостанции в антенну) и обратной (отражающейся от антенны) волны в кабеле.
Косвенно этот прибор показывает, что выходное волновое сопротивление радиостанции равно сопротивлению кабеля, а оно равно сопротивлению антенны.

Радиостанция
КСВ-метр не работает без радиостанции.
Чем больше "сеток" есть в радиостанции, чем по более широкому диапазону частот может перестраиваться радиостанция, тем легче будет настроить антенну на нужную частоту (канал).
Имея радиостанцию с 40 каналами на 27 МГц настроить антенну можно, но очень сложно, с радиостанцией, которая имеет 400 или 600 каналов, это сделать намного проще.

Рулетка или линейка
Потребуется для измерения полотна антенны и определения на сколько сантиметров укорачивать или удлинять.
В принципе можно обойтись и без рулетки или линейки и выполнит настройку просто пошагово, по чуть-чуть укорачивая или удлиняя полотно антенны.

Основные положения при настройке антенны

Антенну нужно настраивать по месту, где она будет потом стоять.
То есть антенну нужно настраивать в тех условиях в которых она далее будет эксплуатироваться, особенно если на расстоянии ближе чем 2-3 длины волны (длина волны = 300/частота в МГц (для 27МГц длина волны примерно 11 метров)) к ней находятся какие то токопроводящие предметы параллельные полотну антенны.
Если это базовая антенна, то для неё уже надо подготовить мачту, которая позволяет снимать и устанавливать антенну, поднимать и опускать всё это для настройки и технического обслуживания.
Если это автомобильная антенна, то автомобиль следует запарковать так, что бы рядом была именно та обстановка, которая будет при езде на нём в момент работы радиостанции, то есть на расстоянии порядка метров 5-10 стояли другие машины, но с другой стороны рядом не должно быть стен железобетонных домов, гаражей, нельзя стоять внутри железного гаража или ангара. В момент измерений при настройке у автомобиля должны быть закрыты двери, багажник. Не стоит самому стоять рядом с машиной, тело человека поглощает радиоволны и тем самым вносит потери, влияет на работу антенны.
На расстоянии 2-3 длины волны от антенны не должно быть движущихся токопроводящих объектов.
Все соединения приборов должны быть надёжными.
Не стоит держать всё "на весу", руками прижимая к контактам кое-как зачищенные куски кабеля, которые вот-вот выпадут из разъёмов или замкнут.
Надёжные соединения нужны, что бы показания прибора не изменялись как им вздумается, не плавали и были повторяемы. Если показания не повторяемы, то это уже не показания приборов, а погода на Марсе в момент поедания сникерса и ориентироваться на такие показания невозможно.

Как пользоваться КСВ-метром

Подключаем кабель к антенне, другой конец кабеля к КСВ-метру, к разъёму "ANT", разъём КСВ-метра "TRANS" подключаем к антенному разъёму радиостанции.
Включаем радиостанцию и устанавливаем частоту, на которой будем производить измерение КСВ.
Если есть переключатель SWR/PWR переводим в положение SWR.
Переключатель на КСВ-метре "FWD/REF" в положение FWD.
Нажимаем на передачу на радиостанции и устанавливаем регулятором торчащим из КСВ метра стрелку на конец шкалы. Отпускаем передачу.
Устанавливаем переключатель "FWD/REF" в положение REF.
Нажимаем на передачу и отсчитываем на индикаторе показание КСВ. На большинстве КСВ метров чем меньше отклониться стрелка тем меньше КСВ, если не отклоняется вообще, то КСВ = 1 или прибор дохлый. Если на всех частотах, в положении REF стрелка не отклоняется, то либо у вас вместо антенны подключен хороший эквивалент нагрузки, либо прибор умер, но не будем о грустном.

Настройка антенны - шаг за шагом

Соединяем всё для измерения КСВ, как было сказано выше, антенну в рабочее положение.
- Устанавливаем на радиостанции самую высокую частоту, которую способна выдавать радиостанция, например сетка G канал 40 (точнее смотрите в инструкции к радиостанции).
- Измеряем КСВ, двигаясь вниз по частотам примерно через 20 каналов (200 кГц), запоминаем, на какой частоте (канале, сетке) был минимум КСВ и какой КСВ был в минимуме.

Теперь есть несколько вариантов:
КСВ везде большой, прибор "шкалит".
Или вы не так пользуетесь КСВ метром или у вас обрыв в кабеле или антенне.

КСВ плавно, по мере уменьшения частоты падает, но до минимума мы не дошли.
Ваша антенна слишком длинная. Надо укорачивать. В укорочении стоит помнить золотое правило: "семь раз отмерь, один раз отрежь". Укороченное прилепить назад в больинстве случаев невозможно, так что укорачиваем по чуть-чуть, для антенн Си-Би диапазона 27МГц чуть-чуть это примерно 1 сантиметр, для LPD или PMR антенн диапазона 433-446МГц чуть-чуть это 2 миллиметра.

КСВ по мере уменьшения частоты возрастает.
Ваша антенна слишком короткая. Антенну нужно удлинить. Насколько именно - лучше процентов на 20, а потом укорачивать.

КСВ по мере уменьшения частоты падал, на некоторой частоте он стал минимален, а потом, по мере дальнейшего уменьшения частоты снова стал возрастать.
Это наиболее частый случай.
Означает такое поведение, что всё нормально, антенна работает в нужном диапазоне, осталось только подстроить её на нужную частоту (канал).
Если у вас этот случай, то желательно найти точно на каком канале минимум КСВ.

Если частота на которой был минимум КСВ ниже чем нужная вам, то антенну надо чуть-чуть укоротить, буквально по 5 миллиметров, если речь идёт о диапазоне 27МГц, после каждого укорачивания смотреть где сейчас минимум КСВ, и укорачивать так до тех пор, пока минимум КСВ не окажется на нужной вам частоте.

Если частота на которой был минимум КСВ выше нужной вам, то антенну нужно удлинить.

Что делать, если минимальный КСВ на нужной частоте, но это минимальное значение всё ещё большое

Это говорит о том, что антенна работает не совсем так, как задумано производителем или антенна дрянь, впрочем не нужно сразу о грустном.
Если это автомобильная врезная антенна, то может быть ей "не хватает массы", то есть контакт с массой плохой.
Если это автомобильная антенна на магните, то ей тоже может "не хватать массы", например слой краски слишком толстый.
Или ваша автомобильная антенна стоит там где не следует ставить - рядом с элементами металлического багажника на крыше, рядом с дополнительным светом который вы навесили на багажник, вы её вообще примагнитили на капот или багажник, бампер или диск колеса.
Может быть, вы закрепили врезную антенну на алюминиевые полозья багажника, который у вас на крыше, но багажник оказался не алюминиевый а пластиковый или не имеет надёжного контакта с массой автомобиля, или недостаточно длинный и широкий, что бы выполнять роль массы для антенны.

Если антенна на магнитном основании, попробуйте поискать другое место, куда её "пришлёпнуть", попробуйте с угла крыши, по центру крыши, с другого угла.
Токи радиочастот текут не совсем так как постоянный ток, там где тестер покажет отличный контакт, для радиочастоты это может оказаться "узким местом".

Если антенна врезная, посмотрите, хорошо ли вы зачистили от краски место, куда крепится контакт массы антенны.
Если врезную антенну вы закрепили на багажнике или каком то крепеже на водосток, попробуйте улучшить контакт с массой. Бывали случаи, когда автор статьи брал 2 куска провода 0,5мм толщиной без изоляции, наматывал на кронштейн на котором была закреплена врезная антенна висящая на водостоке или багажнике, бросал их в разные углы крыши автомобиля по водостокам и КСВ с 3 уменьшалось до 1, то есть антенна начинала идеально работать (естественно сигнал в эфире при этом тоже улучшался).
Бросать дополнительные провода, драть краску а потом лить герметик или искать иные пути улучшения массы или точки установки - решать вам, это ваша антенна и ваша машина.

Если у вас не автомобильный, а базовый вариант антенны, то лечение тут собственно точно такое, а именно: может нужно больше "массы", а может надо лезть в конструкцию антенны с паяльником.
Для начала убеждаемся, что достаточно массы - труба основание, она же главный противовес, масса для антенн типа 5/8 (пять восьмых) и 1/2 (пол волны) должна быть не меньше 1/4 длины волны, то есть для 27МГц это порядка 2 метра 75 сантиметров. Больше - лучше; меньше - придётся удлинять проводом, брошенным по крыше.
Хотя иногда бывает и так, что всё сделано хорошо, а антенна не настраивается, так было у знакомого автора статьи, 1/2 не хотела настраиваться. Вроде в частоте, а КСВ не 1 и даже не 1,2 и не 1,5 - оказалось кто-то "залез в антенну" до него и отрезал виток катушки установленной внутри антенны.
Очень вероятно и то, что мешает вашей базовой антенне рядом натянутая оптика вашего провайдера или мачта коллективной антенны.

Сколько резать и для чего линейка?
Размеры антенн зависят от частоты линейно.
В случае, если антенна полноразмерная, то, насколько нужно её укоротить или удлиннить, что бы попасть в желаемую частоту, напрямую зависит от того соотношения текущей частоты, где она резонирует и желаемой частоты, где хотелось бы что бы антенна резонировала.
Поясню на примере:
у нас есть четверть, её длина пусть 267 сантиметров, резонирует она (КСВ минимален) оказался на частоте 27.0 МГц (4 канал секта C), нам хочется, что бы антенна заработала на 27.275 МГц.
Считаем К различия частот:
27.0 / 27.275 = 0.9899175068744271
Умножаем на этот К текущую длину антенны:
267 * 0.9899175068744271 = 264.3
и получаем длину, которую должна иметь антенна что бы заработать на 27.275.
Вычисляем сколько резать:
267 - 264 = 3 см.
Однако!
Резать сразу именно на 3 см не нужно. Не забываем, антенна это не только штырь, это ещё и противовесы. Влияет всё.
Так можно отпеделить порядок первой резки - то ли 3 см, то ли 5 мм.
Далее действуем пошагово.
Для приведённого выше примера, можно отрезать 1.5 см, опять найти резонанс, а исходя из полученного результата двинуться далее.

Настройка антенны антенным анализатором

Антенный анализатор - прибор который совмещает в себе и генератор перестраиваемый по частоте (маломощный передатчик) и измеритель КСВ.
Генератор пробегается по частоте, измеритель фиксирует значения КСВ, а результаты выводятся в виде графика на экран, по горизонтали частота, по вертикали КСВ.
Кроме КСВ, многие анализаторы могут определять и паразитный ёмкостной или индуктивный импеданс антенны, эти данные при наличии опыта помогают, но для простых случаев лишь циферка на экране, по этому не буду заострять на них внимание.
Работая с антенным анализатором важно помнить, что передатчик в нём маломощный (0,05 ватта), входные цепи антенного анализатора очень чувствительны к превышению напряжения, по этому при настройке, рядом нельзя включать другую радиостанцию на передачу, даже на радиостанции другого диапазона (например УКВ)!
Нельзя подключать выход анализатора к выходу радиостанции!
Нельзя подключать выход анализатора к антенне на которой накопился заряд статического электричества или на неё поступает некий потенциал более 10 вольт!
Нельзя подключая анализатор к заземлённой антенне другой рукой держаться за корпус компьютера или иного устройства, которое питается от импульсного источника питания!

Кроме того, стоит помнить, что антенный анализатор будет показывать не верные результаты (большой КСВ там где нет его), даже если в радиусе километра от вашей антенны работает мощный передатчик, например кто-то с усилителем или вы стоите рядом с телецентром.
Причина проста - так как выход анализатора маломощный, то измеряя обратную волну он тоже ожидает очень маленьких значений напряжения и если на антенну наводится довольно большой сигнал, даже на другой частоте, то анализатор будет "думать", что это большая обратная волна его генератора от вашей антенны.

На последок, хотя наверно это нужно было написать первым:
Основные правила установки антенн
Антенну нужно ставить не ближе одной длины волны к другим токопроводящим предметам, особенно тем, которые будут параллельно антенне.
Чем выше установлена антенна, тем лучше.
Понятное дело, что для автомобильных антенн на 27МГц эти правила просто невозможно соблюсти, по этому автомобильные антенны компромиссные, по этому не требуйте от них чудес.

Настройка КСВ с помощью SWR-meter.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Настройка антенны по минимальному значению КСВ лишь косвенно говорит о том, что она настроена, при этом не факт что она действительно настроена и будет нормально работать. Единственно что можно сказать точно - рация будет работать в безопасном режиме и сгореть не может. 

Если антенна установлена правильно, если кабель подключён правильно, если все соединения правильны, если антенна соответствует типу установки, если..., в общем если всё у Вас правильно, то минимальные значения КСВ скорее всего скажут о правильной настройке антенны. 

Если же Вы используете непонятные конструкторы из врезной антенны и прикручиваете её на магнитное основание или наоборот, а то и вообще пытаетесь пристроить автоантенну на балконе, то все эти показания КСВ-метра даже равные 1 никак не скажут работает Ваша антенна или нет.

Так же не пугайтесь такого длинного описания процесса, на самом деле это очень просто, главное понять что и зачем делается. Сначала будет дано теоретическое описание которым вроде как надо пользоваться, а потом практическое, то есть то которым реально пользуются и процесс настройки по нему занимает не более 10 минут. Учтите, воспользоваться вторым способом Вы сможете сначала прочитав как делают измерения правильным способом. Это даст возможность понять процесс.

При всех манипуляциях со штырём не забывайте каждый раз откручивая крепление, прикручивать его обратно!

Для настройки антенны можно воспользоваться недорогим прибором, а именно КСВ-метром. Как же пользоваться этой недорогой и маленькой коробочкой называемой КСВ-метр или по английски SWR-meter, например SWR-430.

Для начала надо поставить прибор в разрыв антенного кабеля, точнее соединить коротеньким кабелем, например 60 сантиметров, разъём рации с разъёмом RTX прибора, а антенну подключить к разъёму ANT на приборе. Обратите внимание, эти надписи обычно располагаются спереди прибора, а не на задней стенке рядом с разъёмами!

Далее включаем рацию и выбираем на ней канал, на котором будем чаще всего работать на передачу. Для кого-то это будет канал 15 сетки С(канал дальнобойщиков) для кого-то канал 19 сетки C (канал Московской Службы Спасения) для кого-то это будет свой канал для общения.

Выбрав канал можно приступать к настройке. Если Ваша рация допускает переключение в режим пониженной мощности, то можно переключить её в этот режим.

Сам замер производится в два приёма:

1. Переключаем на приборе переключатели в положения один в FWD второй в SWR. Включаем на рации передачу(нажимаем на тангенту) смотрим на шкалу прибора и ручкой регулировки ставим стрелку на последнюю максимальную отметку, а именно в конец шкалы. Не за шкалу, а именно на эту отметку, отпускаем тангенту.

2. Переводим один переключатель из положения FWD в положение REF. Снова включаем рацию на передачу и считываем показания со шкалы.

Способ правильный, как оно должно бы происходить.

На листе бумаги записываем показания, при этом и номер канала и сетку и значение. Переключаем рацию на 10 каналов вверх и повторяем замер по той же технологии. То есть выполнив операции п.п.1. и п.п.2. считываем показания и снова записываем канал, сетку, значение КСВ. Переключаем ещё на 10 каналов вверх и повторяем замеры и записываем. Желательно провести 5-6 таких замеров от нужного канала вверх. После этого повторяем замеры от нужного нам канала вниз, точно так же 5-6 замеров. Если результат замера более 5 в любой из моментов измерения то замеры дальше не производя. Ну например провели Вы замер в нужном канале, переключились на 10 вверх и там считали показание например 4, а переключившись ещё на 10 каналов вверх показания будут 5 или более, то пишите 5 и более замеров в ту сторону проводить не надо, это бессмысленно.

Задача настройки заключается в приведении минимума значения КСВ на интересующий Вас канал.

1. Если минимум КСВ находится ниже по частоте. 

Минимум в меньшем чем надо канале или вообще в сетке ниже требуемой, например в сетке A или B. В таком случае штырь надо укоротить. Обычно для этого антенна имеет возможность задвинуть штырь в основание (посмотрите в инструкции к антенне как это делается, ну или посмотрите на антенну всё будет понятно и так). Укоротив штырь на пару сантиметров, проведите замеры ещё раз и постройте новый график. Теперь минимум КСВ должен сдвинуться вверх по частоте(вправо по графику). В случае если до этого Вы не видели левого плеча графика  полностью, оно появится. 

2. Если минимум КСВ находится выше по частоте.

Минимум находится в канале больше чем требуется или даже в сетках выше, например E или F. В этом случае штырь необходимо удлинять - выдвигать из основания антенны. Выдвините штырь на пару сантиметров и проведите повторный замер. Если до этого Вы не видели части правого плеча графика, то оно начнёт появляться или появится полностью.

Пример 1. Вам надо настроить антенну на канал 20 сетки C, а минимум КСВ оказался в 10 канале сетки B, в этом случае штырь надо задвигать в основание антенны.

Пример 2. Вам надо настроить антенну на канал 1 сетки D, а минимум КСВ оказался в 35 канале сетки F, в этом случае штырь надо выдвигать из основания антенны.

При всех манипуляциях со штырём не забывайте каждый раз откручивая крепление, прикручивать его обратно!

Теперь рассмотрим случаи посложней, когда Вы можете видеть только одно плечо, а минимум явно дальше. Если есть возможность и рация позволяет, то можно сделать несколько промеров в недостающую часть графика. То есть проведите не 5-6 замеров через 10 каналов в недостающую сторону, а больше. Если такой возможности нет или делать это желания нет, то можно ориентироваться по имеющимся измерениям.

Способ второй или как это делают на самом деле.

А всё просто, замеры делаются без записи и очень быстро. Если у Вас хорошая память, то хорошо, можете запоминать цифры. Если память подводит или просто лень запоминать, то и этого делать не надо. Сначала быстро и примерно так же прогоняют по каналам и только смотрят показания, я советую тот же самый шаг - 10 каналов. Задача промеров - тупо найти где КСВ минимален. При его нахождении смотрят где он и делают пару замеров вверх и пару вниз от этого минимума. Делается это для того чтобы убедится что КСВ и вверх и вниз от этого канала увеличивается. То есть мы примерно попали в минимум. Вот теперь включите память и запомните тот канал и сетку где этот минимум, это единственное что нам понадобится. А теперь смотрим что надо сделать со штырём как в предыдущих примерах. Если минимум ниже чем нам надо(левее по графику) то штырь задвигают в основание, если выше чем нам надо(правее по графику) то выдвигают. Опять быстро и таким же способом находят где этот минимум. Теперь надо вспомнить где был минимум до этого, смотрим куда и насколько он сместился, понимаем что движемся в правильном направлении или например проскочили нужный канал(бывает и такое это нормально). Корректируют еще раз и смотрят. Повторяют данную операцию необходимое количество раз. В худшем случае обычно хватает пяти-шести таких операций и 15 минут времени. В лучшем одного-двух и пары минут. 

В случае когда штырь полностью задвинут и уровень минимума находится в каналах ниже чем необходимо, то тогда откусывают верхнюю часть штыря, но не более чем на 1 сантиметр каждый раз и не более 5-6 сантиметров вообще, если надо резать больше это говорит о том что где-то что-то не так. Резать штырь надо только убедившись, что график КСВ действительно правильный. Обязательно сделайте несколько замеров вниз и убедитесь что пройдя минимум КСВ начинает увеличиваться. Если не уверены или сомневаетесь, сделайте более внимательные замеры через каждые 5 каналов или менее. Так же убедитесь что КСВ менее 2-х, а лучше 1,5 в том минимуме, иначе Вы рискуете отрезать штырь и потом ломать голову как сделать его длинней. 

 

Ну вот так вот это и настраивается быстро и практически не ломая голову. 

Вы думаете это всё? Нет не всё.

Теперь очень желательно сделать таки промеры с записью результатов. Их надо записать, а потом некоторые запомнить! Замеры помогут Вам определить КСВ до 2-х и до 3-х. Запомните каналы и вверх и вниз с каких моментов значение КСВ будет выше 2-х и выше 3-х. Вот эти четыре значения Вам надо помнить всегда! 

Знать это нужно для того чтобы не выходить за пределы этих каналов. Почему 2 и почему 3. Всё просто, если потом Вы поставите усилитель то он может выйти из строя при значении КСВ более 2-х, а если Вы не используете усилитель, то радиостанция терпит чуть больше, для неё критично значение более 3-х. Но вообше желательно не работать на каналах где КСВ более 2-х. То есть помнить придётся всего два значения за пределы которых при передаче выходить нельзя. 

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Если на борту установлен усилитель, то он при замерах должен быть отключён от питания и от разъёмов антенны, например будет удобно воспользоваться прибором для измерения как раз включив его вместо этого усилителя. Не измеряйте КСВ антенны если усилитель подключён к антенне, это во-первых ничего не даст, а во вторых на не настроенной антенне пользоваться усилителем крайне опасно для него - он может сгореть. При этом сгорит он до того как Вы узнаете что значение КСВ было за пределами допустимого.

ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ.

В случае если увидеть нормальные значения КСВ не получается, то Вы не сможете определить что делать с антенной. Обычно это говорит о неправильной установке антенны. 

Попробуйте отрезать кабель длиной 3,62 метра или кратно этому значению и посмотрите КСВ. В случае если после данной операции у Вас всё нормально значения КСВ опустились в какой-то сетке в приемлемые значения, то это однозначно говорит о неверной установке антенны. Кабель обычно применяется RG-58 его волновое сопротивление 50 Ом. Длина кабеля для врезных антенн может быть любая и не должна влиять на работу антенны.  В таком случае проверяйте что и где неправильно сделано. Так же не рекомендуется сворачивать кабель колечками, лучше его проложить нормально исключив образование колец из кабеля. 

Для антенн на магнитном основании длину кабеля менять нельзя!